Тормоза колодочные типа ТКП-400, ТКП-500, ТКП-600, ТКП-700, ТКП-800

Тормоз колодочный постоянного тока предназначен для торможения и удержания валов механизмов в заторможенном состоянии при отключенном приводе.
Тормоз крепиться в вертикальном положении, на механизмах работающих в пожар безопасной и взрывобезопасной среде, если ось тормозного шкива расположена горизонтально.

Обозначение тормоза этой конструкции состоит из букв ТКП - тормоз колодочный постоянного тока и цифр, соответствующих диаметру тормозного шкива. Например: ТКП-400. Пример условного обозначения тормоза колодочного с электромагнитом постоянного тока, для шкива диаметром 400, применения в районах с умеренным климатом, категории размещения 2, напряжением питания 110В: ТКП-400 - У2-110 ТУ 3381-001-95725119-2007.

Устройство и принцип работы, габаритные и присоединительные размеры

В магнитах тормозов используются катушки параллельного-возбуждения которые рассчитаны на напряжение 110 В и повторно-кратковременный режим работы с ПВ равным 25%. Для работы катушек нормального исполнения в другом режиме с напряжением 220 и 440 В, и катушек в тропическом исполнении с напряжением 220 В, последовательно с катушкой нужно включить резистор. Частота включений в час не более 720.

Тип тормоза

Возбуждение катушки

Отход колодок от шкива, мм не более

Параллельное

Последовательное

60% номинального тока

40% номинального тока

Режим работы ПВ, %

25

40

100

25

40

25

40

Максимальный тормозной момент Ммах, Мм, не более

ТКП-400

1500

1200

550

1500

1200

900

550

1,50

ТКП-500

2500

1900

850

2500

1900

1500

850

1.75

ТКП-600

5000

3550

1550

5000

3550

3000

1550

2,00

ТКП-700

8000

5750

2800

8000

5750

4800

2800

2.25

ТКП-800

12500

9100

4400

12500

9100

7500

4400

2,50

На подставке *1 закреплены с помощью пальцев рычаг с магнитом *2, рычаг якорный *3, рычаг *4 с тормозными колодками *5. Необходимое для сжатия колодок усилие, создает главная пружина *8, помещенная на штоке *6, внутри скобы *7. Шток связывает между собой рычаг с магнитом *2 и рычаг *4, но свободно проходит через отверстие в скобе *7 и оси рычага *3. Усилие от главной пружины *8 передается на рычаг *3 при помощи скобы *7, а на рычаг *4 при помощи штока. Установочная длина основной пружины регулируется двумя гайками *10. Крайняя гайка *11, используется для разжатия рычагов во время сжатия колодок а так же при их регулировке.

 

Типоразмер тормоза

D

A

а

a1

d

В

b

b1

Н

h

h1

h2

h3

L

l

l1

l2

ТКП-400

400

520

340

90

28

326

180

90

670

320

250

340

90

910

881

581

300

ТКП-500

500

640

410

100

28

406

200

100

829

400

315

419

115

1030

1025

650

375

ТКП-600

600

780

500

126

41

478

240

126

965

475

380

480

140

1243

1192

742

450

ТКП-700

700

890

610

150

41

552

280

150

1115

550

430

555

172

1375

1330

825

505

ТКП-800

800

1020

700

180

41

622

320

180

1250

600

480

640

176

1545

1489

924

565

Гайка *12 упирается в рычаг *4 через сферическую и опорную шайбы, которые устраняют возможность изгиба штока. С помощью гайки *12 регулируется ход якоря и отход колодок от шкива. Положение гайки *12 фиксируется контргайкой *13. Рычаг *4 в месте где через него проходит шток, имеет прорезь, которая позволяет не разбирая тормоза откинуть рычаг, что бывает нужно для установки тормоза и замене шкива. Чтобы обеспечить растормаживание, между скобой *7 и рычагом *4 размещена вспомогательная пружина *9, сдвигающая рычаг во время срабатывания магнита. В заторможенном состоянии тормоза, основная пружина *8 в сжатом состоянии давит одной стороной на скобу *7 соединенную с якорным рычагом *3, а другой стороной на установочные гайки *10, которые передают усилие на рычаг *4 через шток *6. Рычаги прижимают колодки к поверхности тормозного шкива под воздействием основной пружины *8, создавая нужный тормозной момент. При подаче тока, якорь рычага *3 притягивается к сердечнику электромагнита *2, основная пружина *8 сжимается и под действием вспомогательной пружины *9 рычаги с колодками разжимают шкив. При этом совместный отход электромагнита *2 и рычага *3 под тяжестью собственной массы, ограничивается упором болта *14 в подставку и обеспечивается синхронный отход обеих колодок от тормозного шкива.

Указания мер безопасности

Работа по подготовке тормоза, монтаж, испытание и эксплуатация должна обязательно проводиться в соответствии с правилами технической эксплуатации электроустановок, правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок, правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и паспортами на толкатель и тормоз.

При работе тормоза запрещается: -затягивание болтов; -заливка рабочей жидкости в толкатель; -наладка тормоза; -замеры отхода колодок и хода штока толкателя; -смазывание шарниров.

Перед установкой тормоза место крепления тормоза и опорные поверхности подставки обязательно должны быть зачищены до металлического блеска. Тормоза должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007-0-75 и ГОСТ 12.2.007.1-75. Тормоз должен быть занулен или заземлен в соответствии с ГОСТ 12.1.030-81.

Подготовка тормоза к работе

Тормоз крепиться на тормозной шкив, который удовлетворяет следующие требования:
-на рабочей поверхности шкива не должно присутствовать следов коррозии, масла, краски;
-твердость шкива не меньше 42 НРС;
-допуск биения рабочей поверхности шкива относительно оси расточки равен 0,1 мм для шкива c диаметром 400 мм и 0,12 мм для шкивов диаметром 500-800 мм;
-шероховатость рабочей поверхности шкива не больше Rz 1,6 мкм;
-диаметр шкива должен быть выполнен с отклонением h11.

При консольном расположении шкива на машине, тормоз монитруется на шкив с разжатыми отжимной гайкой и рычагами. Если расположение шкива не консольное, тормоз устанавливают на шкив прижимая отжимной гайкой *11 якорный рычаг *3 к магниту *2, далее, после снятия всех детали со штока со стороны рычага *4, отводят рычаг *4 в сторону, ставят тормоз и соединяют шток с рычагом в обратом порядке.
Во время установки тормоза необходимо следить чтобы центр тормоза совпадал с центром шкива, допуски параллельности и перекоса поверхностей накладок относительно рабочей поверхности шкива был равен 0,1 мм на 100 мм ширины шкива, подсоединение катушки магнита делается в соответствии с общей электросхемой механизма.
Тормоз крепится на механизме четырьмя болтами с гайками с пружинными шайбами.
По окончании установки тормоз подвергается регулировке, заключающейся в регулировке главной пружины, в настройке начального хода якоря, в регулировке равного отхода колодок.
Настройка величины начального отхода якоря производится с помощью вращения регулировочной гайки *12, пока ход якоря, замеренный вместе указанном на чертеже, не достигнет величины, указанной в таблице.

Типоразмер тормоза

ТКП-400

ТКП-500

ТКП-600

ТКП-700

ТКП-800

Начальный отход якоря, мм

2

2.3

2,7

3

3,3

Предельный отход якоря, мм

3

3.5

4

4,5

5

Величины хода якоря замеряется при помощи калибра. По окончании установки хода якоря, основная пружина *8 регулируется на заданный момент.
Для осадки пружины нужно, держа ключом шток за хвостовик, поворачивать установочную гайку *10. По окончании регулировки длины пружины, гайка стопорится второй гайкой. Установочная длина основной пружины *8 должна отмечаться на верхних плоскостях скобы хорошо видимой риской глубиной не больше 0,5 мм.
Заканчивается регулировка тормоза настройкой равномерного хода колодок. Это производиться с помощью отжимной гайки *11 раздвигая рычаги на величину хода якоря, пока якорь не достигнет сердечника магнита. После чего регулировочным болтом *14 устанавливают равные зазоры между обкладками колодок и шкивом. Проверяют калибром зазоры. Далее регулировочный болт *14 фиксируется контргайкой, а отжимная гайка *11 прижимается к установочным. Работу смонтированного и настроенного тормоза проверяют при запуске всего механизма.

Техническое обслуживание

Тормоз находящийся в эксплуатации, нужно ежедневно осматривать лицом ответственным за работу механизма, на котором установлен тормоз. При осмотре проверяется ход якоря, износ накладок и отход колодок.

Во время периодических осмотров которые проводятся не реже одного раза в месяц, необходимо обращать внимание чтобы:
-подводящие провода имели надежную изоляцию;
-на деталях, особенно на пружинах и на скобе, не было следов повреждений и трещин;
-поверхность шкива была ровной и чистой, без следов коррозии и грязи;
-установочная длина основной пружины соответствовала рискам на скобе;
-имеющиеся болты и гайки были затянуты до упора;
-рычаги, магнит и скоба качались на пальцах без заеданий и люфтов;
-фиксаторы надежно удерживали колодки в определенном положении, но не мешали их самоустановке.

При обнаружении задиров и рисок глубиной более 0.5 мм, шкив обязательно шлифуется. Пока дефекты на тормозе не устранены, пользоваться механизмом на котором используется тормоз, запрещается.

Шарнирные соединения тормоза периодически смазываются пластичной смазкой не меньше чем раз в месяц. В ходе смазки необходимо следить чтобы она не попала на поверхность накладок и шкива. Если смазка попала на накладки или шкив, то их поверхность должна быть тщательно обработана уайт-спиритом или другим растворителем.
Если вследствие износа накладок якорь достигает предельной величины хода, указанной в таблице, тормоз заново отрегулируется.

Накладки заменяются при следующем износе:
до 1/2 начальной толщины в средней части
до 1/3 начальной толщины в крайних частях

Масса тормоза с катушкой

Тип тормоза

ТКП-400

ТКП-500

ТКП-600

ТКП-700

ТКП-800

Масса, кг

173

251

415

620

819

Возможные неисправности и методы их устранения

Неисправность

Вероятная причина

Метод устранения

При включении тормоз не растормаживается

 

 

 

Отсутствие напряжения токоведущей цепи электромагнита

 

Устранить разрыв цени

 

Вышла из строя катушка электромагнита

Заменить катушку

Отрегулировать тормоз

Заклинило рычаг и тормоза

Заменить обкладки

Недостаточный либо чрезмерно больший ход якоря электромагнита

Установить требуемую длину пружины

Тормоз не затормаживает

 

 

Поломка главной пружины

Заменить пружину

Расконтрились гайки

Законтрить гайки

Главная пружина разрегулировалась

Установить требуемую длину пружины

Тормоз не развивает расчетного момента

Разрегулирован тормоз

Отрегулировать тормоз

Расконтрились гайки штока

 

Законтрить гайки

 

Большой износ обкладок

Заменить обкладки